POSITIVE_7 все записи автора
Как известно,
гимнастика — одно из древнейших средств физического воспитания. Еще 120—130 лет назад под гимнастикой подразумевали любую форму занятий физическими упражнениями с целью телесного совершенствования: единоборства, метание, фехтование, плавание и т. д.
В 40-60 годы XX в. смысловое содержание гимнастики все более сужалось и свелось в основном к упражнениям снарядовой спортивной гимнастики. В определенной мере это объяснимо, ибо спорт в наибольшей мере стимулирует физическое совершенствование; в процессе исторического развития спортивной гимнастики происходит постоянный отбор наиболее эффективных средств и методов их использования. Поэтому все большее превалирование снарядовой гимнастики можно было бы признать естественным и в целом положительным явлением, в идеальном варианте согласующимся с целью достижения психофизического совершенства человека.
Однако снарядовая гимнастика сама стремится к совершенству, поэтому значительно усложняется координационно и затрудняются физически упражнения, выполнение которых свидетельствует о высоком уровне совершенства исполнителя. Овладению ими он должен посвящать много времени и сил, ограничиваться особыми режимами жизни и т. д. — что в целом приводит занимающегося к необходимости профессионального отношения к занятиям спортивной гимнастикой. При этом и различные организующие и направляющие спортивно-массовую работу документы стимулируют и поощряют практически лишь высшее спортивное мастерство, а массовость рассматривается только как некий плацдарм или среда, в которой должны отыскиваться и отбираться будущие чемпионы.
Такой, рекордсменский, уклон осуждался в истории отечественной физической культуры не раз. Однако для сохранения такого положения имеются объективные причины, которым и не надо пытаться противостоять.
Одновременно следует понимать, что подавляющему большинству занимающихся гимнастикой нужно ориентироваться на другие цели в своем совершенствовании и стремиться их достигать с помощью особых средств и методов. К сожалению, в целом состояние гимнастики оздоровительной направленности на сегодня можно определить лишь как негативное.
За последние 10—15 лет гимнастика перестала быть массовой: в общеобразовательных школах и вузах сократилась до минимума и до примитива, а в средних специальных учебных заведениях практически перестала существовать.
Решение проблемы заключается не в размежевании спортивного и оздоровительного направлений гимнастики, а в их взаимном проникновении, взаимном дополнении — и в практике физического воспитания и в процессе подготовки соответствующих кадров.
Оздоровительная гимнастика имеет два направления: оздоровительно-развивающее и спортивное. Выделение их в определенной мере условно, однако в аналитическом аспекте - для лучшего понимания проблемы -вполне оправданно.
При этом предполагается, что в спортивной направленности гимнастики наиболее доступным и оправданным, с точки зрения последующей востребованности, является профессиональная подготовленность (т. е. обладание соответствующими знаниями, умениями и навыками) на уровне упражнений классификационных программ, категории «В» по спортивной гимнастике и акробатике, а также подобных им базовых упражнений спортивно-художественной гимнастики.
Второе направление гимнастики решает задачи развития и сохранения психофизических способностей человека в зависимости от ряда факторов (подготовленности, возраста, состояния здоровья на данный момент, мотивации и др.). В определенной мере они перекликаются с направлением спортивным. Однако в силу целого ряда причин обеспечиваются особыми видами упражнений.
В приведенной схеме отмечен 31 вид оздоровительной гимнастики, исторически признанных традиционными или получивших распространение в последнее время. Подчеркнем два важнейших методологических момента.
Первый. Все виды развивающих и сохраняющих оздоровительных упражнений при методически правильном построении занятий оказываются связанными с решением тех же задач, которые решаются упражнениями гимнастики спортивной направленности, в то время как обратная взаимосвязь обнаруживается далеко не всегда. Например, спортивные упражнения не связаны с задачами, решаемыми корригирующими упражнениями или йогой.
Второй, весьма важный момент и в социальном и в организационно-управленческом аспектах. Все виды гимнастических упражнений, вне зависимости от специфической направленности и решаемых главных и частных задач, находят отражение в той или иной организационной физкультурно-спортивной структуре: от групп здоровья до сборных команд.
Поэтому и правомерна постановка вопроса об изучении студентами такой по смыслу и содержанию гимнастики, которая оказывалась бы подлинно базовой учебной дисциплиной в подготовке профессионалов в области физической культуры.
Источник: Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.